То, что стоит знать о подростках, чтобы лучше их понимать

От психолога медицинского центра «Азбуки здоровья»

Цыпляковой Н.Н.

В последнее время ко мне обращаются за помощью родители подростков. Они выражают недовольство чрезмерной эмоциональностью и импульсивностью, частыми перепадами настроения своих детей. Родители не знают, как правильно реагировать и чувствуют себя беспомощными. Им хочется, чтоб их ребенок стал прежним, послушным.  Они никак не могут принять такое резкое, переменчивое состояние своего ребенка.

Я понимаю родителей, как им непросто общаться со взрослеющими детьми и сколько терпения, сил уходит на борьбу с их эмоциональными проявлениями.

На самом деле их поведению, импульсивным вспышкам есть объяснение. И оно находится в понимании развития мозга и изменениях, которые происходят там в подростковом возрасте.

В пубертатном периоде, с 11 лет сверхактивной становится лимбическая система, отвечающая за эмоции, а префронтальная кора головного мозга, которая нужна для умения планировать, рассуждать, принимать решения, оценивать их разумность, она развивается медленнее и работает не на полную мощность.

Подростков может тянуть на поиск новых впечатлений, изучения чего – то нового для того, чтобы иметь возможность отделиться, так как задача подросткового возраста стремиться быть взрослым. Для того, чтоб осваивать новые территории им нужно иметь желание познавать, пробовать. А оно появляется в результате частой изменчивости в настроении. Для подростка эмоции важнее, чем логическое обоснование.

Первое, что стоит принять: Ваш ребенок изменился, он становится отдельной личностью. Для того, чтоб Ваши отношения с ним сложились придется налаживать контакт с этой новой личностью. И в этом Вам помогут мои рекомендации:

  • Принятие и желание понимать своего ребенка. Изменения, происходящие в мозге не делают его плохим, глупым, а наоборот помогают лучше развиваться. Подростку очень важна Ваша поддержка, теплое, доброжелательное отношение. Лучше понять своего взрослеющего ребенка поможет поиск точек соприкосновения, желание увидеть его чувства и мотивы. Это очень важно, без всего вышеперечисленного не получиться выстроить доверительные отношения.
  • Помощь в эмоциональной регуляции. Ввиду того, что ребенок стал очень чувствительным и эмоциональным, его механизмы саморегуляции и стрессоустойчивости работают плохо. Ребенок должен знать, что его эмоции нормальны, естественны. В противном случае, он станет их скрывать или взрываться. Все, что рассказывает Ваш ребенок может быть для него очень серьезным и важным, поэтому не стоит обесценивать и считать это мелочью жизни. Его чувства реальны. Помогите разобраться в ситуации, скажите о том, что понимаете его эмоции. Пример: «Я замечаю, как тебе тревожно и сопереживаю тебе. Мне очень хочется тебя поддержать. Расскажи мне, что ты чувствуешь? Что с тобой происходит?»
  • Учите анализировать эмоции. После того, как Вы установили контакт и диалог с ребенком, он не боится рассказывать о своих чувствах, можно обучить его анализировать свои переживания. А это первый шаг к самоконтролю. Вопрос: «Как думаешь, почему ты это чувствуешь?» подведет к тому, что ребенок станет задумываться о причинах появления его чувств. Также можно предложить вести дневник эмоций, записывать туда свои переживания.

В управлении своих эмоций эффективны следующие техники:

— «отложи на потом». Вначале произносим эмоцию: «Я сейчас чувствую злость и обиду», — и говорим себе: «Да, это есть, и я этого не стыжусь», однако сейчас мне это мешает, так что я позже вернусь к своим эмоциям, ближе к вечеру;

— «пауза». Мы говорим: «Я чувствую злость и могу сделать ошибку. Мне нужна пауза. Во время нее я могу успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

4) Давать возможность испытывать яркие эмоции. Так как для подростка яркие эмоции важнее логического обоснования, то мы это можем использовать в своих целях. Если хотим, чтобы ребенок что – то сделал, то стоит объяснить не общую пользу от этого поступка, а те приятные вещи, которые он может получить от своего действия. Вот, что может сработать : «Если выполнишь все задания / уберешься в комнате / поможешь с приготовлением еды, то мы сходим в то приятное место / подольше погуляешь с любимыми друзьями. Ищите эмоциональные крючки у своего ребенка.

5) Развивать критическое мышление. Так как у подростка очень пластичный мозг и он заточен на создание новых нейронных связей, его возраст – самое лучшее время для развития критического мышления. В этом помогут: беседы о сложном. Смотрите вместе с ним фильмы, читайте книги, беседуйте о жизненных ситуациях, обсуждайте их, задавайте вопросы о мотивах персонажей, людей. При этом не нужно навязывать свое мнение, как «единственно правильное». Лучше помогите ребенку научиться размышлять самостоятельно, а не копировать Ваш шаблон мышления.

Создавайте больше ситуаций, где будет возможность самостоятельного выбора, например: куда пойти гулять, в какую секцию записаться, чем заняться в свободное время. Разрешите допускать ошибки и быть не идеальным.

Уважаемые родители, если Вы будете учитывать возрастные особенности своих детей, с пониманием относиться к их изменениям, ведь им тоже довольно непросто, то у Вас точно получиться выстроить прочную, надежную, эмоциональную связь.

 

Автор: Цыпляковой Н.Н.

Дата публикации: 10.09.2025

Написать автору: Telegram 

Доступная среда

Обратная связь

Вызов врача на дом

Анкета о состоянии здоровья ребенка

Письмо директору

Оставить заявку на То, что стоит знать о подростках, чтобы лучше их понимать

Расскажите о себе