От психолога медицинского центра «Азбуки здоровья»
Цыпляковой Н.Н.
Привязанность – это система отношений, необходимая для выживания. Изначально она формируется между родителем и ребенком. Так как психика ребенка незрелая, ему нужен взрослый, который поможет ему выжить.
В эту систему входит удовлетворение потребностей ребенка, проявление заботы, внимания, утешение, создание безопасности, заинтересованность и сонастроенность на внутреннем мире, предоставление полной рациональной и эмоциональной информации о том, что происходит.
Важно отметить, что именно стиль отношений с опекуном определяет качество развития и организации функционирования мозга.
Все, чему мы учимся в контексте привязанности (взаимоотношений со взрослым) влияет на нашу жизнь и повторяется во взрослом возрасте. Причем научение определенному поведению происходит еще в довербальном периоде, когда речь не сформирована.
Мозг человека развивается в контексте отношений с другими. В процессе взаимодействия выстраиваются нейронные связи. Все, что ребенок слышит от взрослого будет формировать его архитектуру мозга. Если взрослый всегда дает развернутую информацию, обьясняет последовательную цепочку событий, учитывая эмоции ребенка, то это помогает ребенку видеть и в дальнейшем выстраивать структурированный рассказ, историю своей жизни. Если же взрослый не предоставляет подробную информацию, вырывает часть из контекста, затапливает ребенка эмоциями, то ребенок также будет отрывочно запоминать, обрабатывать и предоставлять несвязанную между собой информацию.
Разберем пример. Ребенок возвращается домой с разбитым коленом.
Первый вариант реакции может быть такой: «Боже, какой кошмар, как ты мог такое допустить, что теперь делать, все штаны в крови».
Второй вариант реакции на разбитую коленку: «У тебя разбита коленка, течет кровь, ты сильно спешил и упал, я вижу, ты испуган, сейчас мы обработаем рану, кровь остановится и через некоторое время, тебе станет легче».
Что мы видим? В первом варианте родитель исключил рациональную информацию, он не рассказал, что произошло, не дал возможности понять, не отразил эмоции. Вместо понимания и утешения, ребенок еще больше расстроился, испугался, почувствовал вину, стыд. Таким образом в будущем, ребенок будет похожим способом реагировать на события. Это пример двух крайностей. Возможно еще, когда родитель учел, что произошло, но убрал эмоциональную часть (чувства ребенка в конкретной ситуации).
Далее ребенок научается избегать своих чувств, или наоборот их будет в избытке и много тревоги возникать. В последствии, видя какой тип реакции преобладает, можно выявить тип привязанности.
Изучением типов привязанности занимались исследователи Мэри Эйнсворт и Мэри Мэйн. Они провели знаменитый эксперимент под названием «Незнакомая ситуация», целью которого было изучение поведения детей в условиях разлуки с матерью. В процессе эксперимента, изначально мать и ребенок находились в одной комнате с игрушками. Затем мать ненадолго уходила, потом снова возвращалась. Внимание исследователей было направлено на реакции детей после разлуки и воссоединения с матерью.
Исходя из полученных реакций, были выделены три основных стиля привязанности:
Стиль привязанности, приобретенный в детстве во значимыми взрослыми, потом ярко проявляется во взаимоотношениях с противоположным полом, отношениях с собственными детьми.
Также хочется сказать, что стиль привязанности это по сути набор стратегий, состоящая из разных вариантов поведения. Сформированную модель можно расширить и дополнить другими способами функционирования. В этом может помочь психолог.
Автор: Цыпляковой Н.Н.
Дата публикации: 10.09.2025
Написать автору: Telegram
г. Белгород, ул. Щорса, д. 37А
г. Белгород, ул. Н. Островского, д.2
+7 (4722) 20-50-28
+7 (930) 035-96-97