Про четыре элемента, укрепляющие отношения между родителями и ребенком

От психолога медицинского центра «Азбуки здоровья»

Цыпляковой Н.Н.

Я верю в то, что каждому родителю важно быть хорошим. Нам хотелось бы, чтобы дети ни в чем не нуждались, были счастливыми, справляющимися с жизненными трудностями. Не у всех родителей была надежная привязанность со своими родителями. Большинство из нас выросли в семьях, где не знали, как важно было помимо обеспечения физической безопасности, удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Наши родители использовали те же инструменты воспитания, что и их родители. И мало, кто переосмыслял опыт своих детско – родительских отношений.

Но исследования показывают, что независимо от того, что происходило с человеком в прошлом, если он найдет время для осмысления прошедших событий, поймет их влияние на его текущую жизнь и ее развитие, то сможет освободиться от груза убеждений, детских переживаний, которые не помогают, а ухудшают выстраивание благополучных, доверительных отношений с ребенком.

Практика, опыт, услышанные истории, беседы с большим количеством родителей говорят о том, что игнорирование чувств детей, наказания, запугивания, строгость, жесткость, систематическое повышение голоса приводят не к уважительному отношению к родителям, а созданию пропасти, состоящей из страха, обиды, злости, ненависти, замкнутости, хронической тревоги у ребенка.

Каждый из нас может заслужить надежную привязанность, независимо от того, как нас самих воспитывали.

Надежная привязанность включает в себя четыре основных элемента, применение которых помогут вам улучшить взаимоотношения с детьми:

  • безопасность. Основные задачи родителей – создать безопасные условия и помочь чувствовать себя защищенным. Вам необходимо быть тем взрослым, на которого ребенок может положиться, довериться. Если у вас происходят с ребенком недопонимания, ссоры, которые могут случаться и это нормально, то важно потом исправлять положение: восстанавливать ваши отношения. Возможно, стоит попросить прощения, обняться, сказать друг другу поддерживающие слова;
  • заметность. Важно реагировать не только на поведение ребенка, но и на его внутренние переживания, быть настроенным на его состояние, пробовать понять его мысли, суждения, чувства. Только так, он чувствует себя понятым. Просто наблюдайте за ребенком, замечайте, что с ним происходит без поспешных выводов и навешивания ярлыков. Находите время для разговоров, таким образом вы будете лучше знать своих детей, замечать подробности их жизни;
  • утешение / успокоение. Когда ребенок может опереться на родительское утешение, то он учится успокаиваться самостоятельно. Его взрывное состояние поможет облегчить чуткость и заботливость родителя. Ребенку необходимо понимать, что в своих чувствах он не одинок. Итак, когда ребенок расстроен будьте рядом, обеспечьте присутствие, спокойствие, сопереживание. Продумайте вместе с ребенком набор успокаивающих инструментов: расслабляющая музыка, место спокойствия;
  • надежность / уверенность. Родитель показывает готовность выслушать ребенка, утешить, быть рядом, доступным, откликающимся на его потребности. Каждый раз, когда ребенок нуждается в вашем присутствии и вы оказываетесь рядом, то это укрепляет доверие. Помимо этого, обучайте ребенка навыкам заботиться о себе: рассказывайте о том, что эмоция, подобна волне, она достигает пика, а потом идет на спад и не обязательно сразу реагировать на нее, можно дать ей место, наблюдать, прислушиваться.

 

Уважаемые родители, хочется, чтоб вы поняли: не нужно быть безупречными, идеальными родителями, на сто процентов включенными в жизнь своих детей. Детям нужны настоящие, иногда не справляющиеся, местами уставшие, расстроенные, которые могут не прятаться от своих чувств, а разрешать им быть. Тем самым, вы показываете ребенку, что он тоже имеет право быть разным.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному стоит отметить, если вы помогали чувствовать ребенку защищенность, быть замеченным, утешали, то у него будет формироваться уверенность в себе и умение опираться на свои собственные силы. Он сможет распознавать свои чувства в любой ситуации, регулировать их, разумно реагировать, сделать правильный выбор и изменить ситуацию.

Автор: Цыпляковой Н.Н.

Дата публикации: 10.09.2025

Написать автору: Telegram 

Доступная среда

Обратная связь

Вызов врача на дом

Анкета о состоянии здоровья ребенка

Письмо директору

Оставить заявку на Про четыре элемента, укрепляющие отношения между родителями и ребенком

Расскажите о себе